муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • +7 (473) 271-58-72
Воронеж, Моисеева ул, 11

Педагогическая копилка для родителей

Советы медсестры Как защитить ребенка от частых простуд?

     Как часто врачи слышат от родителей жалобу: «Мой ребенок не вылезает из простуд!» Как сделать так, чтобы ребенок не болел совсем? Это невозможно. Но уменьш ить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально. Для этого, может быть придется изменить образ жизни ребенка. В целом это можно сформулировать так: - наладить полноценное питание (богатое витаминами и соответствующее по калорийнос ти возрасту) и режим дня ребенка (увеличить продолжительность сна, взять за правило прогулки на свежем воздухе перед сном); - по возможности ограничить число контактов ребенка в сезон повышения заболеваемости простудными заболеваниями (избегать поездок в городском транспорте; если в семье кто-то заболел – ограничить общение ребенка с ним; использовать марлевые маски, чаще мыть руки и т.д.); - не курить в доме; - не пренебрегать профилактическими прививками (в том числе против гриппа); - обязательно проводить закаливание (необходимо приучать ребенка спать в комнате с открытой форточкой, не одевать слишком тепло) и приобщить ребенка к спорту.

Как правильно закаливать ребенка?

      Начинать закаливание можно и нужно еще в грудном возрасте. В этот период используют в основном воздушные ванны при переодевании и обливания после купания.          Для обливания используют воду с температурой на 2-4 градуса ниже той, в которой ребенок купался. Температуру надо снижать с 30 -32 градусов до 18, уменьшая каждые 3 дня на 2-3 градуса. Закаливание вовсе не требует сверхнизких температур, главное – это контрастность их воздейс твия и систематическое проведение процедур. Для детей более старшего возраста (со 2 года жизни) подойдут более контрастные воздушные процедуры (например, зимой можно как следует проветрить комнату и устроить игру с перебеган ием ребенка из более теплой в более холодную комнату). Необходимо как можно больше времени посвящать прогулкам ребенка на свежем воздухе. Важно помнить, что холодный воздух не способс твует простудам, а наоборот, уничтожает многие вирусы. Поэтому не следует опасаться прогулок зимой. Летом нужно поощрять ребенка, если он выражает желание ходить босиком. Не стоит волноваться: он ничего себе « не застудит».

      А вот моржевание, купание в снегу или в проруби – это экстремальные виды закалки, скорее опасные, так как чреваты переохлаждением. То же относится и к просто обливанию водой с температурой ниже 16- 18 градусов. Этими способами лучше не пользоваться.

Что делать, если простуды избежать не удалось?

         Высокая температура – это в первую очередь защитная реакция. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют не пользоваться жаропонижающими средствами, если температура у ребенка не превышает 38 градусов. Тем не менее, родителям надо четко знать те случаи, когда до прихода врача ребенку необходимо дать жаропонижающ ее средство. - исходно здоровым детям старше 2 месяцев при температуре выше 38,5 – 39 градусов, младше 2 месяцев – выше 38 градусов; - независимо от возраста, при заболеваниях сердечно - сосудистой системы и/или головного мозга (не следует допускать повышения температуры более 38 градусов); - то же относится к детям, у которых ранее отмечались судороги на фоне повышенной температуры; - при любой температуре, сопровождающейся болью, выраженным недомоганием, нарушением сознания. Для снижения повышенной температуры у ребенка можно порекомендовать препараты на основе парацетамола или ибупрофена, а вот анальгин и аспирин детям противопоказаны.

Медсестра Рощупкина Н.Н.

Советы музыкального руководителя

      Что такое музыка? Это способ воплощения художественных образов через звук. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Еще в древности людьми было замечено, что звуки музыки способны мощно воздействовать на человека, в особенности на детей. Все дети от природы музыкальны, ведь мелодический слух фо рмируется у человека еще до рождения. Ритмичные удары барабанов или плавные переливы струн – все это трогает и волнует детскую душу не меньше взрослой. И реагировать на музыку дети начинают, еще даже не родившись. Доказано, что мамина музыка оказывает крайне положительное влияние на развитие мозга младенца. А новорожденный малыш, слушающий колыбельные, лучше засыпает, и ест он с куда большим аппетитом под песенки –потешки. Не случайно голосовые проявления младенца характеризуют как певучее гудение, вокализации, трели. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни.

Музыкальное развитие ребенка сказывается на формировании его умения воспринимать мир шире и ярче. Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного. Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности вашего ребенка. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок -концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гиперактивным, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему реб енку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Целебные свойства музыки

    Целебные свойства музыки были известны еще в Древнем Египте, Китае, в Греции. Там врачи лечили болезни своих пациентов, применяя звуки музыкальных инструментов. В Древнем Китае в ообще считали, что музыкой можно вылечить любой недуг и даже выписывали специальные «музыкальные рецепты», если можно так их назвать, для воздействия на органы человека. И как доказывает наука — они оказались правы!

     В наше современное время, где развитие науки и познание в медицине достигло своего пика и кажется, что много болезней уже излечимы, медицина все равно обращается к музыке.

   Так какой же секрет лежит в основе лечебного воздействия музыки на организм человека? Здесь нет точных ответов. Одни ученые полагают, что музыка способна влиять на психоэмоциональное состояние человека. Иные, что основным целебным фактором является ритм. Именно к этому варианту больше склонны специалисты по музыкотерапии. Ведь все живое на нашей планете подчинено определенным ритмам, а человеческий организм является составляющей этой системы. Каждый наш орган способен издавать вибрации, а они, в свою очередь, могут совпадать с вибрациями некоторых звуков и инструментов.

   Наукой доказано, что когда функции органа нарушается, он начинает работать или вибрировать в другом ритме. На этой почве и возникают недомогания сердца, заболевания желудка, почек и т.д. Но вот здесь и приходит на помощь музыка — если сопоставить ритм «сбившегося» органа с инструментом издающего вибрации, которые когда-то были приемлемы для этого органа, и постоянно слушать исполняемую на нем музыку, то через некоторое время ритм вибраций восстановится на прежнее место.

Различные музыкальные инструменты по- разному воздействуют на наш организм:

- игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу. Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способств уют нормализации энергетических потоков в позвоночнике;

- струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечнососудистой системы;

- духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лѐгкие и бронхи, благотворно влияют на кровообращении;

- ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Музыкальный руководитель Роговая Т.М.

Советы старшего воспитателя

     Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы дела ете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

8 советов для правильного развития речи ребенка

1. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

2. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?» Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

3. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор с амолета и т.д.

4. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

5. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, вв едите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинс тво предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

6. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин м яч», «круглый мяч» и т.д.

7. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

8. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Почему дети плохо разговаривают?

  Все чаще мамы жалуются, что их дети начинают поздно говорить. У них долго сохраняются дефекты речи, они «шепелявят», «сюсюкают», говорят невнятно, плохо произносят звуки. Логопеды видят причину этого явления в том, что у многих нынешних малышей слабый, вялый и нетренированный речевой аппарат. А виноваты в этом зачастую сами родители. СОСКЕ И ПУСТЫШКЕ - БЫТЬ!

    Чтобы малыш начал рано говорить и четко произносить звуки, он должен «насосать» соответс твующие мышцы. Но в наше время мамы рано заканчивают кормить детей грудью, либо не кормят совсем. А соска, какая бы упругая она ни была, даже с крошечной дырочкой, не дает нужной тренировки мышцам. При сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса.

     В последние десятилетия мамы стараются, как можно раньше приучить ребенка к чашке и ложке, давая воду и сок с ложечки или из кружки - поильника с носиком. Получается, что малыш не только грудь, но и соску не успевает пососать. Многие мамы не одобряют пустышки, хотя логопеды считают, что она способна восполнить недостаток сосания и укрепить те мышцы, которые задействованы в речи.                                                                   

   Начинать отучать малыша от пустышки надо тогда, как только он начнет произносить первые слова, потому что длительное сосание пустышки может так же способствовать дефектам речи. КОЧЕРЫЖКА ВМЕСТО ПЮРЕ И СУХАРЬ ВМЕСТО ПЕЧЕНЬЯ

   Чем больше появляется баночек с детским питанием и соками, тем меньше дети развивают жевательные мышцы, которые тоже очень важны для речевого процесса. Растворимые каши, йогурты, овощные и фруктовые пюре, бананы, свежий белый хлеб и сдобное печенье - вся эта пища практически не требует пережевывания. Логопеды и стоматологи бьют тревогу: дети не жуют и не грызут. Они не тренируют необходимые для речи мышцы.

    Современные родители несознательно, конечно, но лишают своих детей возможности удовлетворить эту потребность, а потом удивляются, что их дети начинают поздно разговаривать и говорят, как будто их рот полон горячей каши.

Советы по развитию творческих способностей ребенка

     Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творч еству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства в ыражения, овладевая карандашом и красками.

Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его

       Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды. Для домашних занятий рисованием важно правильно подо брать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творч ества.

   В первую очередь необходимо купить разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фл омастеры. Все материалы должны быть безопасными для ребенка. Прежде всего потребуется бумага — из альбома для рисования и листы большого формата (ватман или оставшиеся после ремонта рулоны обоев). На такой бумаге ребенку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится, как тонкая бумага или тетрадные листы. Кроме того, большой формат позволяет ребенку не ограничивать движения руки. Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо предметов (посуды, одежды, головных уборов). Купите цветную бумагу или затонируйте часть альбомных листов. Запас необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист.

    Первая краска, с которой знакомится ребенок, гуашь. Она выпускается в пластиковых баночках по 6 или 12 цветов. Это удобно, так как ребенок сам сможет выбрать нужный цвет, для начала достаточно четырех-шести цветов, а затем можно дать ребенку весь набор красок. Гуашь — это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска густая, можно развести ее водой до консистенции сметаны. Покупая в магазине кисти, обратите внимание на номер: чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти, плоские или круглые (№ 18—20). Лучше выбрать специальные кисти — круглые, с длинным ворсом и толстой конусообразной скругленной ру чкой. Не забудьте о банке с водой для промывания кистей, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с них, а также о подставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ребенок решил отложить рисование.

 Наиболее распространенным изобразительным материалом являются цветные карандаши. В коробке может быть 6, 12 или 24 штуки. Ребенку лучше всего рисовать мягкими цветными или графитными (простыми) карандашами (М, 2М, 3М). Толстые карандаши (диаметром 8—12 мм) удобнее брать в руки и удерживать. Они всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребенка складывать их в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

     Для рисования ребенку можно давать и пастель — короткие палочки матовых цветов. В коробке обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ними надо аккуратно — мелки ломкие, хрупкие, требуют осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью — закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают. Хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой. Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки — это короткие восковые палочки, карандаши — тоньше и длиннее. Ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная линия. В руке их держат так же, как обычные карандаши.

    Для рисования ребенок часто использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаю тся яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро выс охнут.

Как правильно подготовить рабочее место

    Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту ребенка. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть.

Старший воспитатель Супонева С.Н.

Советы инструктора по физической культуре

      В семье растет ребенок... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. Для достижения этой задачи привлекается физическая культура.

    Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое. Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик.

  Если ребенок будет приобщаться к физической культуре только в дошкольном учреждении, то эта работа будет однобока и неэффективна Физкультура должна занять такое же прочное место в быту любой семьи Главной обязанностью родителей является приучить детей с самого раннего возраста к систематической ежедневной физкультуре.     

   Начинаем с зарядки…. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшае тся сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. Гимнастика вызывает большой интерес, как у детей, так и взрослых. Необходимо подобрать комплекс упражнений, подходящий именно вам и регулярно заниматься, а результаты не заставят себя ждать.

   После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойными, нормализующими дыхание. Главное, чтобы, как и при любом другом занятии, чтобы гимнастика доставляла вам и вашему ребенку удовольствие. Пусть утренняя зарядка не носит принудительный характер для малыша, разнообразьте движения, превратите гимнастику в игру, только вы знаете, что любит ваш ребенок и как его увлечь.

Общие правила для домашней зарядки:

• Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения

• Одежда для зарядки не должна стеснять движения

• Во время занятий предложите ребѐнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.

• Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой • Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.

• Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребѐнка напряжѐнного вн имания.

• Занятия должны иметь определѐнную последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.

• Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.

• Если ребѐнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.

   Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье является главной задачей семьи. Физическая культура в семье должна занимать в режиме дня особое место. Здоровье ребенка, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных двигательных навыков и умений – важные задачи, стоящие перед родителями.

   Нагружая мышечную систему, Вы не только воспитываете ребенка быть сильным и ловким, но и развиваете его сердце, легкие и другие внутренние органы. Например, бег заставляет быстрее биться сердце, с большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, т.к. усилив аются обменные процессы.

  Процессы жизнедеятельности зависят от двигательной активности. Малоподвижные ленивцы чаще болеют. Движение – это путь не только к здоровью, но и развитию интеллекта. Например, движение пальцев рук способствуют развитию разных отделов мозга, отвечающие за логику, память, воображению, самостоятельности, внимательности (вот почему многие воспитатели исполь- зуют в работе с детьми пальчиковую гимнастику). Дети становятся более дисциплинированы, укрепляется воля и вырабатывается характер.

                              Зарядка всей семьи на мяче -фитболе (шаре)                                           

1. «Пружинка» И.п. – сидя на шаре, ноги врозь, руки на коленях, локти развести. - пружинить на шаре, сначала медленно, затем в быстром темпе; - подтягивать к груди то одно, то другое колено, руки развести в стороны.

2. «Разгибание на шаре» И.п. – встать на колени и лечь животом на шар, руки прямые на шаре. 1 – поднять руки, голову, выпрямить спину. Живот и рѐбра от шара не отрывать. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

3. « Подними шар» И.п.- лѐжа на спине, шар зажать между лодыжками, руки вдоль туловища. 1 - поднять ноги с шаром. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

4. «Барабанщик» И.п. – лѐжа на спине, руки вдоль туловища, ноги, согнутые в коленях, положить на шар. - бить пятками поочерѐдно по шару сверху вниз.

5. «Кошечка» И.п. – стоя на коленях, ладони положить на шар. - выгнуть спину («кошечка злая» ). - прогнуться в спине («кошечка добрая» )

6. «Отжимание» И.п. – лѐжа бѐдрами на мяче, ноги вместе, руки упираются в пол. Кисти на ширине плеч. 1- вдох – руки согнуть. 2- выдох – руки выпрямить. Повторить 8-10 раз.

7. «Прыжки» И.п.- стоя ноги врозь, шар в вытянутых руках. - подпрыгнуть, согнуть ноги в коленях, достать коленями шар. Повторить 8-10раз. И будьте всегда рядом с ребенком, выполняйте все упражнения вместе с ним, это сблизит вас еще больше, да и принесет уйму пользы для вашего здоровья.

ПОМНИТЕ! - ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В НАШИХ РУКАХ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Инструктор по физической культуре Максименкова М.А.