Формы организации обучения в ДОУ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДОУ - ОЧНАЯ

В соответствии с Приказом от 30.08.2013г. №1014 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» устанавливается Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе (образовательной программе дошкольного образования) определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопата и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); а также восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

  

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

      В нашем детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

   Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводится с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13).

   Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений,  физической культуре, английскому языку, хореографии.

   Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Основная цель реализации нашего приоритетного направления: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия им произведений различныхвидов искусств (литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора). В ДОУ система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трёх направлениях:

         - организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

            - совместная деятельность педагогов и детей;

    - самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

  •          - музыкальное воспитание
  •          - художественно-речевая деятельность
  •          - изобразительная деятельность
  •          - театрализованная деятельность

   Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки  рисунков и поделок и др.

    Второе приоритетное направление - физкультурно-оздоровительное. Система физического воспитания в нашем ДОУ строится на организации  непосредственно-оздоровительной, активной двигательной  стороны жизни ребенка. Она направлена на физическое развитие каждого воспитанника, поддержание его здоровья, а также привитие к здоровому образу жизни. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.Для этого создаются условия:

    - гибкий режим;

  - разнообразное оборудование в группах детского сада, в том числе выполненное самостоятельно воспитателями групп;

    - наличие спортивных уголков в группах;

  - отработка оптимальных режимов организации жизни детей с учетом основного и дополнительного образования;

 - чередование разных видовобразовательной деятельности с целью снижения утомляемости;

    - правильный подбор и проведение подвижных игр в течение дня;

    - индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

    - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

  - пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;

  - преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня.


   В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9» применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
         Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:
  - образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
    - на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
     - на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой; 
     - перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребёнка.


Формы организации обучения в повседневной жизни 

 На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  • прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

        - подвижных игр;

 - труда в природе и на участке;

       - самостоятельной игровой деятельности;

        - игры:

         - сюжетно-ролевые;

         - дидактические игры;

         - игры-драматизации;

         - спортивные игры.

  • дежурство детей по столовой, на занятиях
  • труд:

- коллективный;

              - хозяйственно-бытовой;

               - труд в уголке природы;

               - художественный труд;

                - развлечения, праздники;

экспериментированичтение художественной литературы, беседы, показ кукольного театра.


Методы и приёмы организации обучения

      В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

    Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.